Форум гильдии "Длань Перуна"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум гильдии "Длань Перуна" » Рагнарёк Онлайн » Скандинавская мифология


Скандинавская мифология

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Вот размещаю Скандинавскую мифологию. Кому интересно может почитать (я не возражаю :))
Может попозже размешю еще и мифы.

________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ, мифологические представления, бытовавшие до 11 в. среди норвежцев и родственных им народов – шведов и датчан. В 9–10 вв. викинги принесли эти мифы на Русь, на Британские острова, в Исландию и Гренландию, но сохранились они только в Исландии по причине ее относительной изоляции и поздней христианизации.
Изначально основные представления этой мифологии бытовали среди группы родственных народов (в частности, предков нынешних голландцев, немцев и англосаксов), которые в 1–5 вв. мигрировали из Скандинавии на юг и на запад, в Ютландию и низовья Рейна. Именно через скандинавскую мифологию до нас дошли значительно более древние мифы, некогда общие для норвежцев, шведов, датчан, исландцев, голландцев и англосаксов. Комплекс мифов, бытовавших среди этих северо-западных индоевропейцев, никогда не отличался однородностью, поскольку мифология родственных племен непрерывно развивалась вплоть до христианизации этих регионов (Англия в 597; Исландия в 1000). В мифологии северо-западных индоевропейцев наличествуют связи и параллели с мифологиями греков, римлян, индусов, а также хеттов. Проиллюстрировать эти связи можно на примере древнеиндоевропейского верховного божества – Небесного Отца. Индоевропейская форма его имени реконструируется как *Djevs (звездочка показывает, что форма гипотетична). Древним индийцам этот бог был известен как Дьяус, грекам – как Зевс, римлянам – как Юпитер (Йовис), а древним обитателям Северо-Западной Европы – как Тивас; готы звали его Тиз, древние германцы – Зиу, древние фризы и бритты – Тиу, древние норвежцы – Тюр. Все варианты имени однозначно восходят к форме *Djevs.

Два основных литературных источника скандинавских мифов – Старшая Эдда и Младшая Эдда, созданная Снорри Стурлусоном (1178–1241).

КОСМОГОНИЯ
Древние скандинавы не раз пытались объяснить происхождение мира. В скандинавской мифологии существует несколько противоречивых объяснений.

Всеотец. В начале всего был Всеотец; он жил во все времена и имел абсолютную власть над своим царством. Он создал небесный мир, землю, небосвод и род человеческий.

При всем сходстве Всеотца и христианского Бога Отца ряд современных ученых отождествляет этого верховного бога древних северян со стародавним индоевропейским Небесным Отцом по имени *Djevs («сияющий»), которому поклонялись ок. 3500 лет назад.

Гинунгагап (Ginungagap). В начале была Мировая Бездна – Гинунгагап. Внутри ее на севере лежала студеная, туманная, пустынная страна под названием Нифльхейм (Niflheimr, «темный мир»); на юге – жаркая страна Муспелльсхейм (Muspellsheimr, «огненная страна»), где властвовал огненный великан Сурт (Surtr, «черный»), вооруженный пламенным мечом. Посредине Нифльхейма бил великий источник всех рек Хвергельмир (Hvergelmir, «кипящий котел»). Самая северная часть Нифльхейма, скованная страшной стужей, представляла собой ледяные поля и горы, возникшие из вод Эливагара (livgar, «бурные волны») – реки, что протекала там с незапамятных времен. Воды Эливагара были ядовиты, и, когда они застыли, яд инеем выступил на поверхность. Там, где дымный жар Муспелльсхейма встречался с ядовитой стужей Нифльхейма, иней подтаял, и возник великан, обликом схожий с человеком. Звали его Имир (Ymir) или Аургельмир (Aurgelmir). Имир начал потеть, и под левой его рукой выросли мужчина и женщина; одна нога зачала с другою сына: так появилось племя инеистых великанов.

Имира вскормила молоком первозданная корова Аудумла (uumla, «кормилица»), тоже возникшая из инея. Корова лизала ледяные глыбы, на вкус соленые: к исходу первого дня из льда в том месте, которое она лизала, выросли человеческие волосы; на второй день – голова; на третий день возник человек. Это был Бури (Bri, «родитель»), красивый собою, высокий, могучий. Сыном его был Бор (Воrr, «рожденный»), который взял в жены великаншу Бестлу (Bestla), дочь Бёльторна (Bltorn). Сыновьями Бора и Бестлы были Один (inn), Вили (Vili) и Be (V).

Сыновья Бора поссорились с древним великаном Имиром, и трое сынов Бора убили его. Из раны хлынул такой поток крови, что в нем утонули все остальные инеистые великаны, кроме Бергельмира (Bergelmir, «ревущий как медведь») и его жены. Один, Вили и Be бросили тело Имира в самую глубь Гинунгагап и сделали из него землю: из крови великана – море и все воды; из плоти – саму землю, из костей и зубов – горы, валуны и камни. Точно черви, выползли из земляной плоти карлики-цверги, похожие на маленьких людей.

Из черепа Имира сыны Бора сделали небосвод, углы которого поддерживали четыре карлика. Земля была округлая, заключенная в кольцо океана. По берегам океана сыны Бора отвели земли великанам (Ётунхейм, «страна великанов»), а весь мир в глубине суши оградили стеною из век Имира и нарекли эту крепость Мидгард (Migarr, «средиземье»).

Ночь, день, солнце и луна. Согласно Младшей Эдде, «Нерви (Nrfi) или Нарви (Narfi) звался великан, живший в Ётунхейме. Была у него дочь, от рождения черная и сумрачная, по имени Ночь (Ntt)... А последним мужем ее был Деллинг (Dellingr), из рода асов». Их Сыном был День (Dagr), он пошел в отца и видом был светел и прекрасен. «Позвал Всеотец Ночь и сына ее по имени День и дал им коней и две колесницы и послал их на небо, дабы раз в сутки объезжали они всю землю».

Вариант, изложенный в обеих Эддах, сообщает, что у человека по имени Мундильфари (Mundilfari) было двое детей, таких светлых и прекрасных, что он назвал сына Месяцем (Mni), а дочку – Солнцем (Sl). Но боги прогневались на его гордыню и водворили детей на небо, повелев Солнцу править конями, впряженными в колесницу солнца, а солнце боги сделали из языков пламени, что вылетали из Муспелльсхейма. Прекрасный юноша Мани управлял луной, ее ростом и убыванием. Сам он, по преданию, похитил двух человеческих детей – Биль (Bil, «луна на ущербе») и Хьюки (Hjki, «молодой месяц»).

Быстрое движение солнца и луны по небосводу объяснено в мифе так: за небесными светилами гонятся два чудовищных волка; тот, что преследует Солнце, зовется Обман (Skoll), а тот, что жаждет проглотить Месяца, носит имя Ненавистник сын Хродвитнира (Hti Hrvitnisson). Младшая Эдда упоминает и о сильнейшем из волков – Лунном Псе: «Он пожрет трупы всех умерших и проглотит месяц».

Сотворение рода людского. В Младшей Эдде сказано: «Шли сыновья Бора (Один, Вили и Be) берегом моря и увидели два дерева. Взяли они те деревья и сделали из них людей. Первый дал им жизнь и душу; второй – разум и движенье; третий – облик и речь, слух и зрение. Дали они им одежду и имена: мужчину нарекли Ясенем (Askr), а женщину – Ивой (Embla). И от них-то пошел род людской, поселенный богами в стенах Мидгарда».

Старшая Эдда в песни Прорицание вёльвы (Vlusp, 16–17) в основном повторяет тот же рассказ о сотворении людей, но не упоминает о деревьях и об одежде, а главное – сыновья Бора зовутся не Один, Вили и Be, а Один, Хёнир (Hoenir) и Лодур (Lourr): «...душу дал Один, разум дал Хёнир, кровь же дал Лодур и цвет живого...»

КОСМОГРАФИЯ
В эпоху викингов сложилась космография, где главную роль играло Мировое Древо – ясень Иггдрасиль (Yggdrasill). Касательно происхождения Иггдрасиля ни та ни другая Эдда не дают мифопоэтических объяснений, хотя существует миф о названии дерева. Иггдрасиль означает «конь Игга», а Игг (Yggr, «ужасный») – одно из имен Одина.

Иггдрасиль. Ветви ясеня Иггдрасиля простерты над всеми мирами и поднимаются выше неба. Из трех его корней один – в мире богов, второй – в мире инеистых великанов, третий – в Нифльхейме. Под последним корнем находится исток всех рек, Хвергельмир, а дракон Нидхёгг (Nihggr) подгрызает этот корень снизу.

Под корнем, который змеится к инеистым великанам, журчит источник Мимира, названный так по его стражу, сверхъестественному существу Мимиру (Mmir) – архетипу мудрости.

Под тем корнем ясеня, что заканчивается в небесах, есть еще один источник, самый священный – Урд (Urr). Подле него обитают три сестры-норны, богини судьбы.

Белка по имени Рататоск (Ratatoskr, «грызозуб») снует вверх-вниз по стволу, перенося бранные слова от орла, живущего на верхушке, к дракону Нидхёггу. Четыре оленя – Даин (Dinn), Двалин (Dvalinn), Дунейр (Duneyrr) и Дуратрор (Dratrr) – бегают по сучьям ясеня, объедая листья и кору. Раны, которые наносят Иггдрасилю олени, дракон Нидхёгг и прочие змеи, залечивают норны: черпают из источника Урд воду, смешанную с грязью, и поливают ясень, чтобы ветви его и корни не засохли и не зачахли. Важное упоминание можно найти в эддической песни Прорицание вёльвы: «...И девять знаю земель – все девять от древа предела корня земные...»

«Девять земель» – это миры асов, ванов, светлых альвов, темных альвов, людей, великанов, сынов Муспелля, мертвых и, вероятно, карликов-цвергов.

Иггдрасиль следует рассматривать как структурную основу материи Вселенной. Когда Иггдрасиль содрогнется – грянет светопреставление, Рагнарёк (Ragnark). По мифу, Иггдрасиль есть опора девяти миров, аналог различных столпов и колонн, фигурирующих в мифах многих неродственных народов – от древних египтян до южноамериканских индейцев.

Асгард (Asgarr). Если верить Снорри Стурлусону, порядок творения был таков: после убийства Имира сыновья Бора создали землю, моря, небо, страну великанов, Мидгард, тучи, людей и, наконец, Асгард, жилище богов. Это высокая цитадель в середине Мидгарда, стены и башни которой достигают туч, цитадель, защищенная от великанов высокими бастионами и отвесными скалами, но корни ее все же в земле.

Все боги (кроме Тора, бога-громовика) по радужному мосту Биврёст (Bifrst), который иногда называют Мостом Асов, ежедневно съезжаются к источнику Урд, где вершат суд.

В Асгарде множество дивных палат, но самый знаменитый чертог зовется Вальхалла (Valholl), т.е. «чертог убитых» – мужей, что героически погибли на поле брани. Доступ в Вальхаллу преграждают ревущая река Тунд (undr) и запертые ворота Вальгринд (Valginr). Сам чертог огромен, в нем 540 дверей, в каждую из которых плечом к плечу могут пройти 800 героев. Убитые воины без труда узнают эти палаты, ибо стропила их – копья, крыша – из шлемов и щитов, а скамьи покрыты кольчугами.

Хель (Неl). Люди, населявшие северо-запад Европы в эпоху переселения народов, обозначали подземный мир, царство мертвых, словом *halja, которое изначально толковалось как «место тайного убежища», т.е. предположительно «могила». В древненорвежском это слово стало звучать как hel, и норвежцы представляли себе Хель как обитель тумана и холода.

Согласно преданиям эпохи викингов, те, кто не избран для Вальхаллы, уходят в Хель, где влачат жалкое существование до самого Рагнарёка; в этот день легионы мертвых выйдут из Хеля и под водительством Локи (Loki) выступят против богов.

Описания Хеля довольно скудны. Вход в Хель – мрачная пещера среди скал и пропастей. По некоторым преданиям, стережет эту пещеру чудовищный пес по имени Гарм (Garmr), до наступления Рагнарёка сидящий на цепи. Далее по дороге в Хель течет река Гьёлль (Gjll, «ужасная»). Мост через Гьёлль охраняет дева Модгуд (Mgur). За мостом – врата Хеля; хозяйка тамошних палат – отродье Локи – тоже зовется Хель.

В некоторых источниках упоминаются также Берега Мертвых (Nstrnd) с чертогом, сплетенным из живых змей: там отбывают наказание клятвопреступники, убийцы и прелюбодеи, которым приходится преодолеть вброд реку Слид (Slr, «свирепая»), где вместо воды – кинжалы и острые мечи.

Хель – прежде всего узилище для тех, кто вырвется на волю и будет сеять уничтожение в Рагнарёк. Это мертвые, Гарм, злобный Фенрир Волк (Fenrir), змеи и дракон Нидхёгг, а также и главный зачинщик всяческого обмана – Локи.

Ётунхейм (Jtunheimr), страну великанов, разные источники помещают в разные места, хотя в эпоху викингов доминируют два варианта: либо «на востоке», либо на берегах окружающего землю океана. Не случайно Ётунхейм называется еще Утгард (Utgarr, «внешний предел»), т.е. земли по берегам океана, отведенные великанам сынами Бора.

Ётунхейм считался страной высоких лесов, могучих рек, огромных пещер, исполинских гор и гигантских расстояний – иными словами, все там было как в Скандинавии, только много больше.

Мидгард (Migarr) – это мир людей, расположенный между Асгардом и Хелем, среди океана, в котором обитает Мировой Змей. Путь из Мидтарда в Асгард лежит через радужный мост Биврёст.

АСЫ И ВАНЫ
В эпоху переселения народов древние северяне называли своих богов асами (слово «ас» – ss – и означает «бог»). В Прологе к Младшей Эдде Снорри Стурлусон пытается возвести слово «асы» к «Азии», возможно, основываясь на традиции, согласно которой культ некоторых богов пришел в Скандинавию с юга, точнее – из Малой Азии.

Весьма вероятно, что боги действительно пришли из тех краев, только не асы, а другое божественное племя, в обеих Эддах именуемое «ванами». Пришествие новых богов описано в мифологии как война асов и ванов, в которой не было победителя. В итоге кое-кто из асов (Мимир, Хёнир) отступает в безвестность, тогда как божества-ваны (Ньёрд, Фрейр и Фрейя) входят в скандинавский пантеон наравне с асами.

Один (inn) – глава богов и отец асов. Имя его восходит к древней северозападной европейской форме *Wodenaz, которая дала в древневерхненемецком форму Вуотан, в древнесаксонском – Водан, в древнеанглийском – Воден, а в древненорвежском – сначала Воден, а затем Один.

Есть два равно обоснованных объяснения смысла всех производных от индоевропейского *Wodenaz: одно предполагает, что *Wodenaz изначально был богом ветра или бури, который властвовал и над мертвыми, второе – что он был божественным магом и, пожертвовав собой, даровал людям мудрость. Отец асов Один вобрал в себя те и другие качества. Как бог бури и бог мертвых он связан со своим бешеным в скачке восьминогим серым конем Слейпниром (Sleipnir, «скользящий»), с Вальхаллой и выбором убитых. Как бог самоотверженности и мудрости, который пострадал ради блага людей, он жертвует один свой глаз Мимиру в обмен на глоток мудрости из Мимирова источника и проводит девять ночей подвешенным к Иггдрасилю, раненый, без пищи и воды, «жертвуя собой», дабы обрести руны мудрости.

Эддический Один обладает и чертами древнего индоевропейского Небесного Отца. «Один, – пишет Снорри, – знатнее и старше всех асов... Одина называют Всеотцом...» Схватка за первенство между Всеотцом и Одином состоялась приблизительно в 1 в. до н.э., а высочайшей мощи *Wodenaz – под скандинавским именем Один – достиг в эпоху переселения народов. Поскольку его приверженцы-викинги были пиратами и жили преимущественно силой своего оружия, они особо подчеркивали воинственность Одина, но этот аспект естественно продолжает давнее представление о нем как о боге мертвых, ведь он становится прежде всего богом убитых в сражении. Теперь он предводительствует душами мертвых воинов, для которых уготовил чертог – Вальхаллу. Фактически Вальхалла – место избранных, ибо войти в ее врата мог только павший смертью храбрых.

Как патрон викингов Один носил золотой шлем. Как судья в сражениях он был вооружен копьем Гунгнир (Gungnir), которое никогда не пролетало мимо цели. Вторым из чудесных сокровищ Одина было золотое кольцо Драупнир (Draupnir), тоже выкованное карликами – Брокком (Brokkr) и Синдри (Sindri). Каждую девятую ночь оно рождало восемь новых колец. Один положил Драупнир на грудь своему сыну Бальдру, когда этот светлый бог лежал на погребальной ладье Хрингхорни (Hringhorni). А потом Хермод видел Драупнир на пальце Бальдра в Хеле.

Один Всеотец, владыка девяти миров, восседал в сторожевой башне Хлидскьяльв (Hliskjalf), где от его взора ничто не могло укрыться. На плечах Одина сидели два ворона: Хугин (Huginn, «мысль») и Мунин (Muninn, «память»), нашептывая ему на ухо все новости, которые слышали, облетая мир. Пищу свою Один делит с двумя волками – Гери (Geri, «жадный») и Фреки (Freki, «прожорливый»). А пища и питье Одина – вино.

Один часто странствовал инкогнито по девяти мирам в облике старика с посохом, одноглазого, седобородого, в широкополой шляпе.

Top (Trr). Второй по значимости после Одина «стоит Тор, который зовется также Аса-Тор или Эку-Тор («Тор с колесницей»). Он сильнейший из богов и людей. Трудвангар (Trvangar, «поля силы») зовутся его владения, а чертог его называется Бильскирнир (Bilskirnir, «неразрушимый» или «освещаемый только на мгновение»)... У Тора есть два козла – Скрежещущий Зубами (Tanngnjostr) и Скрипящий Зубами (Tanngrisnir) – и колесница, на которой он ездит; козлы же везут эту колесницу... Есть у него и еще три сокровища. Одно из них молот Мьёлльнир (Mjllnir, «молния»). Инеистые великаны и горные исполины чуют молот, лишь только он занесен... И другим бесценным сокровищем владеет Тор – Поясом Силы. Лишь только он им опояшется, вдвое прибудет божественной силы. Третье его сокровище – это железные рукавицы. Не обойтись ему без них, когда хватается он за молот!»

Тор – бог грома. Молот его – гроза, вспышка молнии, удар грома; молния и гром – искры и грохот его колесницы, влекомой по небу козлами. Брошенный молот всегда возвращается в руки Тора.

Тор – патрон крестьян и рабов-трэллей; он очень близок земле. Недаром его странно прибывающая сила именуется jaramegin, «сила земли». Согласно обеим Эддам, Тор – сын Ёрд (Jorr), Матери-Земли, и муж Сив (Sif), златовласой богини плодородия. Есть у Тора и другие жены, есть и дети: от великанши Ярнсаксы (Jrnsaxa) у него два сына – Моди (Mdi, «смелый») и Магни (Magni, «сильный»), а от Сив – дочь Труд (Trr, «сила») и пасынок Улль (Ullr).

Главная задача Тора – защищать Асгард и Мидгард от великанов. Впоследствии облик этого бога порой приобретает комические черты, и он сам становится похож на простоватого, упрямого, рыжебородого великана. В Рагнарёк он гибнет, сражаясь бок о бок с Одином, – убивает Мирового Змея и сам погибает от его яда.

Бальдр (Balr). Поначалу может показаться странным, что викинги, известные в истории как жестокие и свирепые воины, так высоко ставили любящего, прекрасного бога Бальдра. «Второй сын Одина – это Бальдр, – говорит Снорри. – О нем можно сказать только доброе. Он лучше всех, и все его прославляют. Так он прекрасен лицом и так светел, что исходит от него сияние. Он самый мудрый из асов, самый сладкоречивый и благостный. Он живет в месте, что зовется Брейдаблик (Breiablik, «широкий блеск»), на небесах. В этом месте не может быть никакого порока».

Бальдр (что означает «господин») – один из наиболее привлекательных богов скандинавского пантеона, и миф о его жизни и смерти весьма трогателен и красив. Когда Бальдру приснился сон о неминуемой гибели, его мать Фригг взяла со всех вещей и со всех живых существ клятву, что они не причинят Бальдру вреда. А поскольку ничто теперь не могло ему повредить, боги стали забавляться, бросая в него копья и пуская стрелы. Видя все это, злодей Локи принял облик старухи и навестил Фригг, выпытав у нее, что ничтожная омела не давала клятвы не вредить Бальдру. Локи бысто сделал из омелы копье и уговорил слепого бога Хёда (Hor) метнуть его в Бальдра. Бальдр упал смертельно раненный, и тень его низошла в Хель. Тогда Фригг спросила богов, кто из них желает снискать любовь и вечную благодарность, спустившись в Хель за Бальдром, и Хермод (Hermor, «мужественный») согласился взять Одинова коня Слейпнира и отправиться в Хель. Там он услышал, что Хель отпустит Бальдра в Асгард, если всякое творение на свете будет оплакивать его смерть. Хермод вернулся с этой вестью, и во все миры поспешили гонцы богов, умоляя всех оплакать Бальдра. И все оплакивало его, кроме старухи великанши по имени Тёкк (Tokkr, «благодарность»), которая на самом деле была переодетым Локи. Но раз она не пожелала оплакать Бальдра, ему пришлось остаться в Хеле. Таково было трагическое событие, первое в цепи катастроф, приведших к Рагнарёку, Гибели богов.

Изначально Бальдр не принадлежал к скандинавскому пантеону. Хотя источники и называют его среди асов, как сына Одина и Фригг, фактически он из числа ванов и родина его – Малая Азия или Палестина. Подобно Адонису, он «кровоточащий бог», «господин», связанный с плодородием и хлебопашеством.

Тюр (Tr). Тюра единогласно считают одним из асов, на самом же деле он – один из древнейших богов Северо-Западной Европы, Небесный Отец; однако к концу эпохи переселения народов он уступил свое место Одину.

Среди асов Тюр выглядит довольно туманной фигурой; это бог, «которого воины должны всегда призывать в своих молитвах».

Важнейший миф о Тюре связан с чудовищным Фенриром Волком. Когда стало ясно, что этот волк уничтожит асов, боги «занимали Фенрира Волка, чтобы надеть на него путы Глейпнир, тот не поверил, что его выпустят, пока ему в пасть не положили как залог руку Тюра. А когда асы не захотели отпустить его, он откусил руку в том месте, которое называется теперь волчий сустав. И потому Тюр однорукий».

В Рагнарёк Тюр убивает адского пса Гарма и гибнет сам от его клыков.

Хеймдалль (Heimdallr) – сын Одина. Этот белый ас – страж богов и обитает на краю небес, стережет, не приближаются ли к радужному мосту Биврёст великаны. Хеймдалль связан с белизной, ясностью и благим огнем. Еще он зовется Гуллинтанни (Gullintanni), потому что все зубы у него золотые. Он видит вдаль на сотню лиг, что ночью, что днем. Он слышит, как растут трава и шерсть у овец, а громкий его рог по имени Гьяллархорн (Gjallarhorn) трубит на всю Вселенную; этим рогом Хеймдалль созовет асов на последний бой, когда в Рагнарёк увидит приближение сил зла.

Как несущий огонь благодетель Хеймдалль – антипод другого носителя огня, Локи, и порой скальды называют его «ужасом Локи». В Рагнарёк Хеймдалль убьет Локи и сам падет от его руки.

Ваны: Ньёрд (Niorr), Фрейр (Freir) и Фрейя (Freiya). Даже основные источники недоумевают относительно того, что произошло до и после войны в небесах, но результаты очевидны: кое-кто из асов отправился заложником в Ванахейм (Vanaheimr), страну ванов, а кое-кто из ванов остался заложником в Асгарде. Затем двух асов – Хёнира и Мимира – обменяли на заложников Ньёрда, отца Фрейра и Фрейи, и он тоже остался жить в Асгарде.

Чертог Ньёрда на небесах зовется Ноатун (Natn, «корабельный двор»). Снорри говорит о Ньёрде: «Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского зверя и рыбу. Столько у него богатства, что он может наделить землями и всяким добром любого, кто будет просить его об этом». Женат Ньёрд на Скади (Skai), дочери великана Тьяцци, но мать его двух детей не она.

Во времена викингов Ньёрд определился как бог моря, но древним морским богом северо-западной Европы был, по-видимому, Эгир (gir), женатый на Ран (Rn); Эгир фактически не появляется ни в одной, ни в другой Эдде, очевидно, уже уступив место Ньёрду. С другой стороны, ученые считают, что первоначально Ньёрд был тесно связан с древнегерманской богиней Нертус (Nertus), «Матерью-Землей». Оказывается, первоначальное божество было не мужским, а женским и связано с плодородием. По сути, война асов и ванов – это война в человеческих умах между древнейшей религией Севера и культом Ньёрда, Фрейра и Фрейи, которые пришли с юга, из Малой Азии. Ни одна сторона победы не одержала, северные и южные боги стали сосуществовать.

Снорри говорит, что «в Ноатуне у Ньёрда родилось двое детей: сына звали Фрейром, а дочку Фрейей». Согласно Саге об Инглингах (Ynglinga saga), эти дети были плодом союза Ньёрда с родной его сестрой, имя которой не названо. Их бракосочетание состоялось в Ванахейме еще до того, как Ньёрд был взят заложником, и до его женитьбы на северной богине Скади, которая дала имя Скандинавии. Фрейр и Фрейя «были... прекрасны собою и могущественны. Нет аса славнее Фрейра, ему подвластны дожди и солнечный свет, а значит, и плоды земные, и его хорошо молить об урожае и о мире. От него зависит и достаток людей. Фрейя же – славнейшая из богинь. И когда она едет на поле брани, ей достается половина убитых, а другая половина – Одину... А ездит она на двух кошках, впряженных в колесницу. Она всех благосклоннее к людским мольбам, и по ее имени знатных жен величают госпожами. Ей очень по душе любовные песни. И хорошо призывать ее помощь в любви... Фрейю почитают наравне с Фригг. Она вышла замуж за человека по имени Од (r)... Од отправился в дальние странствия, и Фрейя плачет по нему, а слезы ее – это красное золото».

Фрейр и Фрейя («госпожа» и «господин») связаны с азиатским культом «господина», примером которого являются культы Ваала, Адониса, Осириса и Таммуза. Ядро их мифа – история бога или богини, которые были похищены в подземный мир и остаются во мраке, пока верхний мир в трауре. Приходит время – и божество возвращается, принося с собою плодородие и свет.

Другие боги. Среди второстепенных скандинавских богов следует прежде всего назвать Браги (Bragi), бога поэзии, мужа богини плодородия Идунн (unn); сюда же относятся и слепой Хёд, невольный убийца Бальдра; и Видар (Viarr) – сын Одина, который отомстит за отца в Рагнарёк, разорвав челюсти Фенрира Волка. Улль, сын Сив, особо искусен в беге на лыжах и в стрельбе из лука; он покровительствует воинам, ведущим бой в одиночку (возможно, некогда Улль был одной из ипостасей древнего Небесного Отца Тиваса). Кроме них, можно назвать еще Форсети (Forseti), сына Бальдра, – это бог справедливого суда и закона; Вали, или Али (Vli, li), сына Одина и Ринд, который мстит за Бальдра; Квасира (Kvasir), бога мудрости, в котором соединились черты асов и ванов.

Три загадочные фигуры среди богов – Хёнир, Лодур и Мимир. Хёнир и Лодур вкупе с Одином фигурируют в мифе о сотворении первых людей, Ясеня и Ивы. Лодур упоминается только в связи с этим деянием и только однажды – в Прорицании вёльвы. Хёнир тоже вскоре исчезает из традиции, ибо отдан ванам в заложники после войны в небесах: его место в Асгарде занимает Ньёрд; но после Рагнарёка Хёнир, наделенный даром предвидения, вступает в новые небеса. Мимир – страж источника мудрости; ваны отрезали ему голову и вернули Одину, который «пропел над нею руны и тем дал ей силу говорить с собой, что позволило Одину узнать множество тайн». Перед Рагнарёком эта голова давала Одину советы мудрости.

Богини. Древнейшей из богинь, по-видимому, была Мать-Земля. Ночь (Ntt) тоже древняя богиня, по некоторым сведениям она древнее Ёрд, фактически ее мать. Есть и еще две богини, претендующие на ровесниц Матери-Земли. Это солнечная богиня (у германцев Сунна, у скандинавов Соль) и морская богиня. Возможно, была еще и богиня подземного мира, часть атрибутов которой отошла к Хель.

Как бы там ни было, к началу христианской эры главное место занимала Мать-Земля. В эпоху переселения народов Мать-Земля стала у северян богиней по имени Ёрд, или Фьёргюн (Fjrgyn), впоследствии она принимает имя Фригг. Фригг и ее двойник Фрейя суть плодородная, радостная Мать-Земля, остальные же богини скандинавского пантеона, по сути, просто литературные персонификации присущих Матери-Земле качеств, таких, как мудрость или справедливость. К их числу относятся Фрейя, Гевьюн (Gefjun, «дающая»), Хлин (Hln, «защитница»), Сага (Sga, «провидица»), Эйр (Eir, «пощада, милость») и многие другие.

ЛОКИ И ЕГО ОТРОДЬЕ
И люди, и боги пребывали в затруднении, когда речь заходила о Локи: кем его считать – богом или дьяволом? С одной стороны, он вроде бы ас, с другой же стороны – заключен в Хель и выйдет оттуда лишь в Рагнарёк, чтобы отомстить асам.

Отец Локи – великан Фарбаути (Frbauti, «грозный напастник»), а мать – Лаувейя (Laufey, «лиственный остров», т.е. дерево), что наводит на мысль о том, что изначально Локи был олицетворением грозного пожара, возникающего от удара молнии в лесное дерево. Он «пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки». Локи вхож в Асгард, но среди асов и ванов держится особняком, он им не друг, его единственная цель – погубить богов и все мироздание. И вот ведь парадокс: боги прекрасно знают, что среди них находится зло и что они не справятся с ним, но поделать ничего не могут.

Жену Локи зовут Сигюн (Sigyn), а сыновей его – Нари (Nari), или Нарви (Narfi), и Вали (Vli). Когда козни Локи привели к гибели Бальдра, боги схватили Локи, связали кишками Нари, разорванного братом Вали в образе волка, и заточили в Хель, где на лицо ему капает змеиный яд. Верная Сигюн, стремясь облегчить муки супруга, собирает змеиный яд в чашу. Когда чаша наполняется и Сигюн нужно опорожнить ее, яд попадает на лицо Локи, и он бьется в судорогах, вызывая землетрясения. Такое заточение вполне подстать злому духу огня.

Было у Локи и другое потомство – чудовищные дети великанши Ангрбоды (Angrboa, «сулящая горе»), зачатые диковинным способом. Локи съел сердце Ангрбоды, которое оплодотворило его, и родил трех хтонических чудовищ: Фенрира Волка, Мирового Змея Ёрмунганда и Хель. Андрогинная натура Локи проявляется в мифах не единожды, ведь Локи, обернувшийся кобылой, родил и коня Одина – восьминогого Слейпнира.

ПРОЧИЕ МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА
Есть целый ряд мифических существ, которых трудно причислить к богам, однако же они нечто большее, чем персонажи светского фольклора.

Великаны северных мифов не одинаковы: это инеистые великаны хримтурсы (hrimturs) и более поздние ётуны (jtunn), которых можно назвать существами хтоническими, и великаны огненные, воплощающие разрушительную силу огня. Видом великаны похожи на людей-исполинов. По их милости происходят все природные явления и катаклизмы: камнепады, оползни, лавины, лесные пожары, северное сияние, морозы и т.д.

Норны (nornir) – древние, могущественные богини судьбы, имена их –Урд (Urr, «судьба»), Верданди (Verandi, «становление») и Скульд (Skuld, «долг»). Они пряли нити человеческих судеб и в урочный час обрывали их. Еще их называли хранительницами материи всего творения, ведь они орошали Мировое Древо Иггдрасиль водою источника Урд, смешав ее с грязью, чтобы ясень не гнил. Даже Один подвластен был норнам; эти божества древнее Одина, а возможно, древнее и самого индоевропейского Небесного Отца. По мнению ряда ученых, происхождение норн связано с фазами Луны. На исходе каждого дня тьма поглощала Небесного Отца, отдавая мир во власть одной из трех ипостасей Луны – растущего месяца (Урд), полнолуния (Верданди) или месяца убывающего (Скульд).

Валькирии. Древнеисландское слово «валькирия» (valkyrja) означает «выбирающая мертвых, убитых», и в эпоху викингов валькирий изображали как дев-воительниц: сверкая оружием, они мчались на летучих конях над полем брани, верша судьбы войны и унося в Вальхаллу павших смертью храбрых, а затем прислуживая им на пирах в этом чертоге. Иногда валькирий называют девами Одина.

Но есть и другая традиция, рисующая валькирий как существ более примитивных, необузданных, диких – недаром они зовутся Хлёкк (Hlkk, «шум битвы»), Гёль (Gll, «вой, стон»), Скёгуль (Skgul, «яростная») и т.д. Такие существа, упоенные кровью и убийством, предстают перед нами в исландской Песни Дёрруда (Darradarlj), иначе называемой Песнью валькирий. Они безусловно тоже связаны с Одином, но с Одином – предводителем Дикой Охоты.

Эйнхерии (einherjar), или избранные мертвые воины, живут в Вальхалле. Преодолев реку Тунд и войдя во врата Вальгринд, «люди, убитые оружием», вступают в Вальхаллу, где повар Андхримнир (Andhrmnir) варит неиссякающее мясо вепря Сэхримнира (Shrmnir) в котле Эльдхримнир (Eldhrmnir). Пьют воины неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун (Heidrn), которая щиплет иглы с ветвей дерева Лерад (Lerar), растущего подле чертога. Эйнхерии или пируют, или бьются друг с другом в бесконечном сражении, причем в конце дня все раненые чудесным образом исцеляются, а мертвые оживают, готовые утром продолжить лихую битву. Так будет продолжаться до Рагнарёка, когда, поднятые криком петуха Гуллинкамби, эйнхерии выступят на помощь богам в их битве с силами зла.

ЭСХАТОЛОГИЯ

Рагнарёк (Ragnark) – самый страшный, самый жуткий и все же самый поэтичный из скандинавских мифов. Слово «Рагнарёк» буквально означает «судьба [гибель] богов». Это понятие включает полное уничтожение всего силами зла, и в истории не найдется, пожалуй, второй столь же мрачной концепции судьбы человечества и созданных им богов.

Прелюдией к Рагнарёку станет падение человеческой нравственности, когда три зимы кряду весь мир будет охвачен войной. Брат пойдет на брата ради наживы, ни у отца, ни у сына не шевельнется чувство жалости друг к другу. Затем настанет лютая великанская зима Фимбульветр – три зимы кряду круглый год, и не будет иных времен года, только снег валит со всех сторон, свирепы ветры и жестоки морозы. И тогда один Волк поглотит солнце, а другой – луну. Задрожат земля и горы, деревья повалятся, горы разломятся сверху донизу, и все оковы и цепи будут разорваны и разбиты. Фенрир Волк вырвется на свободу, и море хлынет на сушу, потому что Мировой Змей в ярости поползет на берег. Корабль Нагльфар (Naglfar), снаряженный в Хеле, возьмет на борт команду мертвецов и под водительством Локи поплывет из болот Хеля, подхваченный исполинским валом. Фенрир Волк устремится вперед с разверстой пастью: нижняя челюсть до земли, верхняя – до неба; будь больше места, он бы распахнул пасть еще шире. Пламя пышет у него из глаз и ноздрей. А рядом с Волком ползет Мировой Змей, изрыгая яд на небо и землю.

Средь этого грохота раскалывается небо, и несутся сверху сыны Муспелля. Впереди Сурт, окруженный огнем, и в руке у него огромный меч, сверкающий ярче солнца. Когда эта жуткая рать мчится по Биврёсту, мост, как предсказано, рушится, а орды Муспелля выплескиваются на равнину, называемую Вигрид (Vgr), чтобы там соединиться в Фенриром и Мировым Змеем. Локи приводит туда же несчетное воинство мертвецов и ставит подле пламенных отрядов Муспелля. Здесь же и все инеистые великаны под водительством Хрюма (Hrymr). Неисчислимые рати выстроены по огромному полю Вигрид, на сто лиг в каждую сторону.

Теперь встает бог Хеймдалль и трубит в рог Гьяллархорн, поднимая богов. Один во весь опор скачет к источнику Мимира, спросить совета для себя и своего воинства. Трепещет ясень Иггдрасиль, в ужасе небо и земля. Гуллинкамби кричит в последний раз, созывая эйнхериев: воины и боги вооружаются и выступают на поле брани. Впереди едет Один – в золотом шлеме, с копьем Гунгнир в руке. Он выходит на бой с Фенриром Волком; бок о бок с ним – Тор, но не может он помочь Одину, ибо сражается с Мировым Змеем. Фрейр единоборствует с Суртом, пока не падает мертвым.

Гарм, заточенный в Хеле, в бездонной пещере Гнипахеллир, вырывается на волю. Он вступает в яростную схватку с богом Тюром, и они поражают друг друга насмерть. Тор убивает Мирового Змея, но, отойдя на девять шагов, падает наземь, отравленный тлетворным дыханием гада.

Волк проглатывает Одина; но Одинов сын Видар пробивается вперед и ставит ногу на нижнюю челюсть Волка. Эта нога обута в башмак, который делался по частям от начала времен. Видар хватает Волка рукой за верхнюю челюсть и разрывает ему пасть. Волк подыхает. Но Сурт мечет огонь на землю и сжигает весь мир. Так свершается Рагнарёк, Гибель богов.

После Рагнарёка. Рагнарёк, однако, не есть, как обычно считают, окончательная гибель скандинавских богов. Обе Эдды повествуют о новом небе, новой земле, новом Хеле и населяют их соответствующими обитателями. «Поднимется из моря земля, зеленая и прекрасная, – пишет Снорри. – Поля, незасеянные, покроются всходами. Живы Видар и Вали, ибо не погубили их море и пламя Сурта. Они поселятся на Идавёлль-поле, где прежде был Асгард. Туда приходят и сыновья Тора – Моди и Магни и приносят с собою молот Мьёлльнир. Вскоре возвращаются из Хель Бальдр с Хёдом. Все садятся рядом и ведут разговор, вспоминая свои тайны и беседуя о минувших событиях, о Мировом Змее и о Фенрире Волке. Находят они в траве золотые тавлеи, которыми владели асы... А в роще Ходдмимир (Hoddmmir – читай: Иггдрасиль) от пламени Сурта укрылись два человека – Лив (Lf, «жизнь») и Ливтрасир (Lftrasir, «пышущий жизнью»)... И от них-то пойдет столь великое потомство, что заселит оно весь мир... И... солнце породило дочь, не менее прекрасную, чем оно само, и дочь последует путем матери».

Текст Снорри в целом соответствует поэтическим источникам Старшей Эдды. Концовки других рукописей Прорицания вёльвы говорят в заключительных стихах о пришествии единого бога, что, по-видимому, можно отнести на счет христианских влияний.

Происхождение мифа о Рагнарёке. В мифе существуют некоторые неувязки, обусловленные тем, что сложился он из нескольких обособленных мифов. В Рагнарёке заложены две главные идеи: во-первых, уничтожение божественных сил сынами Муспелля; а во-вторых, помощь божественным силам со стороны воинов, которые пали смертью храбрых на поле брани и вознесены на небеса. Но вековечная битва, из которой выросла эта концепция, уже существовала отдельно в кельтской традиции и в традиции северо-западной Европы, а гибель Одина в пасти Волка и Тюра от зубов Гарма – тот же миф, но восходящий к индоевропейской эпохе и ведущий речь о врменном исчезновении богов. В таком случае Рагнарёк можно разделить следующим образом: 1) временное исчезновение Небесного Отца (Одина, Тюра); 2) временное исчезновение «господина» (Бальдра, Фрейра) в Нижнем мире; 3) вековечная битва (эйнхерии); 4) Дикая Охота (Один, валькирии); 5) миф о потопе («море хлынуло на сушу») и 6) миф об огне (Сурт).

Рагнарёк как целое сложился довольно поздно и, возможно, является чисто норвежским или исландским развитием мифа Северо-Западной Европы. Викинги придавали очень большое значение мифам, сосредоточенным вокруг смерти Одина и Бальдра. В обоих случаях новое появление бога, его воскресение, изначально было основополагающим мотивом. Лишь впоследствии переписчики сделали упор на Гибели богов и стали уже вскользь говорить о возвращении Бальдра и др. Высокородные короли и знать – воины и фаталисты – вместе со своими скальдами и бардами развивали «уничтожительную» сторону мифа, и именно она была прежде всего отвергнута, когда народы Севера приняли христианство.

0

2

Вот один миф. Так как не читал я незнаю про что может удалю.

________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

ДВА БРАТА И СКРЫВШИЙ ЛИЦО
Осеннее море с грохотом сотрясало гранитные скалы. Ветер подхватывал брызги и нес вглубь страны, над ущелиями фиордов, над каменными перевалами, мимо снеговых шапок вершин. И даже орлы, гнездившиеся на неприступных утесах, с трудом могли разглядеть далеко в море маленькую рыбацкую лодку.
Шторм давно сломал мачту, сорвал парус и утащил куда-то в низкие тучи. Двое мореходов сперва пытались грести, но тяжелые волны выхватывали весла из рук, да и силы кончились быстро — ведь старшему из гребцов едва минуло десять зим, а младшему и того менее — восемь. Это были Агнар и Гейрр`д, сыновья Храудунга, одного из самых знаменитых вождей Северных Стран. Буря уносила их лодку от родного берега прочь. Братья едва успевали вычерпывать холодную воду, хлеставшую через борта.
— Держись, Гейрр`д! — крикнул старший брат младшему. — Мы же викинги! Дымные очаги и теплые постели — это не для мужчин!
Агнар был доброго и веселого нрава: все ждали, что он сделается хорошим вождем, справедливым и щедрым. Отцовские воины охотно пойдут за ним, когда он подрастет.
Гейрр`д отвечал:
— Пусть другие плачут или просят пощады.
Судьба младшего сына — вс„ в жизни добывать самому, и богатство, и славу, и преданную дружину. Что ж, Гейрр`д обещал стать замечательным воином. Кровавое Копье — вот что значило его имя.
Двое промокших мальчишек упрямо сражались с волнами, чувствуя, как понемногу стынет кровь в жилах, как ледяной ветер высасывает последние силы… Они были сыновьями вождя. Они хотели стать викингами. Они не привыкли сдаваться.
Наконец, уже в ночной тьме, впереди заревел прибой, ощерились белые буруны. Братья отчаянно вцепились в обледенелые борта, предчувствуя гибель. Но вот диво: откуда-то из темноты вдруг громко закаркали два ворона, и вздыбившаяся волна подхватила лодку, пронесла над оскаленными клыками камней и вышвырнула на незнакомую сушу. Обоим показалось, что это была не простая волна. Поспешно выскочили сыновья Храудунга на скрипучий песок, и — новое диво — тотчас встретили старика.
Был у него синий плащ, гулко хлопвший на стылом ветру, и широкополая шляпа, низко надвинутая на единственный глаз. Он привел неудачливых рыбаков к себе в дом и велел старухе раздуть пожарче огонь, чтобы обсушить и согреть нежданных гостей. А поскольку осенние шторма длятся подолгу, до самого снега, делать нечего — остались они в том доме зимовать.
Многому научили братьев старик со старухой. И так вышло, что Агнар привязался больше к хозяйке, а Гейрр`д — к хозяину. Когда же наступила весна, старик дал детям вождя хорошую новую лодку, и, как по волшебству, немедля задул попутный ветер. Стали прощаться. Старик отозвал Гейрр`да в сторону:
— Ты понравился мне. Знай же, что ты был гостем Одина, Отца Богов и Людей. Знай еще: я помогу тебе стать знаменитым вождем, таким же, как твой отец.
Быстро принес ветер лодку к родному берегу. Вот показались впереди горы, замаячили в морском тумане знакомые утесы возле устья фиорда. Гейрред первым выскочил на отцовскую пристань, на просмоленные дубовые бревна… и вдруг оттолкнул лодку с братом прочь, крикнув:
— Плыви теперь туда, откуда не возвращаются!
Вот так понял он милость Одина и обещание сделать его вождем. Агнара унесло течением обратно в море, потому что в лодке не было весел, и никто не заметил его в тумане и не явился на помощь. А вероломный брат, как ни в чем не бывало, зашагал ко двору Храудунга.
Люди узнали Гейрр`да и приняли его с радостью. Оказывается, его отец умер зимой, и вот Гейрр`да посадили на почетное место в доме и назвали вождем.
— Он сын хорошего отца, — промолвили старые, покрытые шрамами воины и по обычаю ударили мечами в щиты. — Старший брат не вернулся, но и в младшем добрая кровь!
Возмужал Гейрр`д и сделался прославленным викингом: говорят, была ему удача во всем. Но, знать, грызла все-таки его совесть — женившись, назвал сына Агнаром, по брату. Так прошло много зим…
И вот однажды воины привели к Гейрр`ду незнакомца, схваченного у ограды двора.
— Колдун забрел в твои земли, вождь, — сказали они. — Ни один пес на него не лает, даже самый свирепый!
У гостя была длинная седая борода, синий плащ на плечах и широкополая войлочная шляпа, низко надвинутая на единственный глаз. Не узнал Гейрр`д своего воспитателя, слишком много времени миновало.
— Свяжите-ка ему руки, чтобы не мог колдовать, — приказал он воинам и обратился к седобородому: — А ну отвечай, кто ты таков? И кто тебя подослал?
У Гейрр`да было немало врагов, а в те времена враждующие вожди часто подсылали один к другому злых колдунов — навести порчу, отнять удачу, погубить урожай.
— У меня много имен, — ответствовал незнакомец. — Иногда меня называют Гримниром — Скрывшим Лицо…
Голос его показался Гейрр`ду смутно знакомым. Но пленник замолк и ничего больше не захотел говорить.
— Посадите его на пол меж двух очагов, — велел тогда Гейрр`д. — И пусть там сидит, пока не изжарится или не станет разговорчивее!
Так и было сделано с Гримниром: восемь ночей сидел он между огнями. Одежда на нем прогорела до дыр и волосы скрутило жаром, а нутро ссохлось от жажды. Иные не верят, что Отец Богов мог быть схвачен смертными и не сумел уйти из пут с помощью волшебных заклятий; должно быть, ни разу не пробовали эти люди творить заклинания со связанными руками, да еще когда нет вблизи ни капли воды…
А Гейрр`д смотрел на его муки, потягивая вкусное пиво.
Но на девятый вечер вернулся сын вождя, Агнар, ходивший с воинами в море. Было ему тогда десять зим, почти столько же, сколько его отцу когда-то, когда пришла для него пора испытания. Увидел Агнар связанного, измученного старика, услышал, что произошло в доме — и тотчас подбежал к Гримниру с полным рогом питья:
— Плохо поступает отец, пытая безвинного человека!
И затоптал огонь, подобравшийся к гостю так близко, что уже тлел его плащ. Вот когда только разомкнул уста Гримнир и стал говорить, и никто не мог двинуться с места, пока звучал голос Одина, Отца Богов и Людей. Он сказал:
— Счастлив ты будешь, Агнар, племянник Агнара и сын Гейрр`да, потому что Бог Воинов желает тебе добра. Скоро ты станешь вождем и повелителем могучей дружины. Никто еще не не получал за глоток воды подобной награды…
И долго еще говорил Отец Богов, потому что вернулась к нему божественная сила, и огонь не смел больше приблизиться. Поведал он Агнару об Асгарде — славной небесной стране, о чертогах Богов и о блещущей золотом Вальхалле, обители героев, не оскверненных пороком. Рассказал о валькириях, о Мировом Древе и о волке по кличке Обман, бегущем за Солнцем. Открыл сыну конунга прошлое девяти древних миров и будущее Богов и Людей. И наконец вновь повернулся к конунгу и назвал свое имя:
— Не в меру ты, Гейрр`д, пьешь на пирах, помутился твой разум. Много у меня имен, но Одином зовут меня Люди.
Тогда только упала с глаз Гейрр`да мутная пелена, понял он, кого предал на муку. В ужасе вскочил вождь с хозяйского места, думая оградить Одина от огня… но соскользнул наземь меч, что он держал на коленях, упал вниз рукоятью — споткнулся хмельной Гейрр`д и рухнул грудью на острие. Один же произнес еще одно заклинание и исчез, а Агнара вскоре избрали вождем, и говорят, что он правил долго и славно — ибо наградил его Всеотец не только удачей и властью, как Гейрр`да, но и высшей мудростью, заповедными знаниями обо всех девяти мирах. Говорят также, что у Агнара были дочери и сыновья, и он многое им рассказал, чтобы сохранить драгоценную мудрость. Ибо память живет дольше смертных Людей, дольше стального оружия, дольше золота и серебра, зарытого в Землю…
РОЖДЕНИЕ ВСЕЛЕННОЙ
Что было в самом начале времен, не знают ни Люди, ни Боги. Тогда ведь еще не родился никто, способный запомнить. Быть может, дети Муспелля могли бы поведать кое о чем, ведь их мир, как говорят, появился раньше других — но не много найдется охотников беседовать со свирепыми Сынами Огня. В их стране вс„ горит, вс„ охвачено пламенем. Нет туда доступа никому, кто там не рожден и не ведет оттуда свой род. Да еще сидит на краю Муспелля великан Сурт, дочерна обуглившийся от жара, и огненным мечом грозит всякому, кто пожелает войти… Злая страна!
Сказывают, в начале времен не было ночи и дня, Солнца, звезд и Луны; не было холодного моря и заснеженных гор, зеленых лугов и прозрачных рек, звенящих по перекатам. Одна только Мировая Бездна Гинунгагап. И если на крайнем юге ее негасимо горело страшное пламя, то на севере, на самом дне, царил мрак и вечный мороз. Эта страна называлась Нифльхейм — Темный Мир. Только один источник не поддавался морозу — родник Кипящий Котел. Но мало доброго может родиться во тьме, и вода источника была ядовитой. Злые реки текли из Кипящего Котла по всей Бездне: Св„ль — Холодная, Сюльг — Глотающая, Ульг — Волчица и еще другие, не лучше. Когда они отдалились от родника, широко разлились и начали замерзать, яд выступил наружу росой, и его прихватило морозом. Сделался иней и стал слой за слоем заполнять бездну Гинунгагап.
Так летели века: снизу, из Нифльхейма, шел холод и свирепая непогода, но чем ближе к Муспелльсхейму, тем больше делалось тепла и света. Иней встречался с теплом, таял и стекал каплями вниз. И наконец эти капли ожили, и возникло самое первое существо — великан Имир. Он ворочался в Мировой Бездне, не зная, куда себя деть, не ведая, зачем живет. У него не было жены, сын с дочерью возникли из капель его пота, когда он вспотел однажды во сне. От них пошло исполинское племя — Хримтурсы, инеистые Великаны. Первые Великаны родились злыми и глупыми: это оттого, что капли талой воды, давшие жизнь роду Имира, были напоены ядом. Говорят, до сих пор есть у них потомки на свете. Иногда поэты зовут их "хладноребрыми" — это оттого, что нет в них настоящей живой жизни, есть только желание рушить и убивать… Но есть и такие, кому в кровь попало меньше яда, или яд рассеялся с течением поколений, а может, иным Великанам попросту надоела злоба и глупость — некоторые стали добрыми и гостеприимными, и с ними дружат Боги и Люди.
Когда появился Имир, с ним вместе возникла корова Аудумла; и, верно, неплохо доилась эта корова, если достало ее молока на прокорм великану. Аудумле негде было пастись. Она лизала соленые камни и к исходу третьего дня вылизала из них новое существо, тоже во вс„м подобное человеку, хоть и не такое большое, как Имир. И вовсе не злобное.
От него пошло славное племя Асов, вот почему его называют Бури, то есть Родитель. Говорят, он был хорош собою, высок и могуч. Он назвал своего сына Бор — Рожденный. Бор взял в жены дочь доброго великана, и родились у них дети — Один, Вили и Ве. Минуло время, и эти трое совершили такие славные подвиги, что их назвали Богами и стали им поклоняться. Говорят, младший, Ве, был самым первым жрецом, а старший, Один, подарил Людям божественное вдохновение, поэзию и бешенство битвы. Но об этом потом.
Немало пришлось потрудиться сынам Бора, братьям-Богам: сразились они против злобного Имира, и говорят, будто множество Великанов утонуло в его крови, когда он наконец пал. Братья кинули тело Имира в самую глубину Мировой Бездны и сделали из нее Землю, а из крови — озера, реки, моря. Кости Имира стали горами, из осколков костей и зубов вышли скалы и валуны — недаром они до сих пор торчат из воды, норовя пропороть днище доверчивому кораблю… Из черепа Имира Боги построили небосвод, а мозг бросили в воздух и сделали облака — вот почему так коварны темные тучи, грозяшие то метелью, то градом. Потом Боги взяли сверкающие искры, что летали кругом, вырвавшись из пламени Муспелля, и прикрепили их к небу. Так получились неподвижные звезды. Другим искрам Боги позволили летать в поднебесье, но каждой назначили место и уготовили путь.
Между тем в мертвом теле Имира завелись черви; Боги наделили их разумом и дали обличье, схожее с человеческим, и от них пошел род Карликов — двергов. Они до сих пор живут под землей и внутри скал и боятся солнечного света, потому что он превращает их в камни. Карлики невелики ростом, но очень сильны. Так сильны, что четверым из них Боги доверили поддерживать небо там, где оно всего ближе к земле. Эти Карлики стоят по четырем углам света, их так и зовут: Аустри, Нордри, Вестри и Судри — Восточный, Северный, Западный, Южный.
Земля получилась округлая, а кругом нее глубокий Океан. Что там за ним? Древняя бездна Гинунгагап, куда обрываются море и суша и где по-прежнему нет жизни и света, лишь звездные искры Муспелля да вековой холод Темного мира? Или, может быть, там другие вселенные, устроенные другими Богами? И кажется людям, что беспределен тот Океан и нельзя его переплыть…
ДЕВЯТЬ МИРОВ
Славную работу исполнили Боги: из волос Имира возникли деревья и травы, и зазеленела земля, начали заселять ее звери и птицы, в воде завелись рыбы, по сырым местам — змеи да ящерицы. И вот однажды шли сыновья Бора — Один, Вили и Ве — берегом моря и увидали два дерева: могучий ясень и рядом гибкую иву.
— Слышите, братья, как шумят они на ветру? — сказал задумчиво Один. — По-моему, этим двоим скучно стоять здесь среди камней. Вот бы им еще румянец жизни, дыхание да судьбу!
— Если бы они могли ходить и разговаривать, как мы, — сказал Вили. — Поглядеть бы, что из этого выйдет!
— Мы станем сильней, если нам начнут поклоняться, — сказал Ве, первый жрец.
Поразмыслили Боги, а потом взяли деревья и вырезали из них Людей. Один, старший из братьев, дал им душу и жизнь, Вили — разум и движение, а Ве наделил пригожим обликом, речью, слухом и зрением. И дали мужчине имя Аск, то есть Ясень, а женщине имя Эмбла, что значило Ива. Вместе с именами Боги подарили Людям одежду — вот откуда пошел обычай дарить что-нибудь, нарекая имя или прозвание.
Тогда, говорят, юные Боги взяли веки Имира и огородили ими середину Земли, потому что по берегу океана и в неприступных горах позволено было жить Великанам, и следовало Людей от них защитить. Так был огорожен Срединный мир, Мир Людей, и оттого зовется он Мидгард — "то, что огорожено". А Великанов называли Турсами, Хримтурсами или Иотунами, и поэтому их мир зовется Иотунхейм, а иногда еще Утгард — "то, что за оградой". Там чужая, враждебная Людям земля, никогда не знавшая семени и сохи. Там бродят людоеды-Тролли и страшные, покрытые инеем Великаны — кто в шкуре волка, кто в чешуе змея, кто в оперении орла…
Себе Боги отвели место на небе и назвали свой мир Асгард — Крепость Асов, потому что Асами звалось племя первых Богов. Другие Боги, племени Ванов, стали жить в мире Ванахейм. Карлики-дверги, обитатели подземелий, взяли себе Нифльхейм — им с их огнедышащими кузнечными горнами никакой мороз нипочем. Карлики неплохо обжились в Мглистом Краю, начали рыть подземные ходы в Мидгард и появляются, говорят, порою даже в Асгарде.
Когда родились существа, прозванные светлыми и темными Альвами, те и другие тоже получили свои миры. А когда в жизнь вошло зло и начали умирать Люди и Боги — появился Мир мертвых, угрюмый мир Хель… Но об этом потом, а вначале все жили в покое и тишине, и Асы веселились на зеленом лугу, играя золотыми фигурками на доске. Говорят, все вещи и утварь в ту пору у них были из золота, и оттого этот век иногда зовут Золотым.
В те времена Солнце, слепленное Асами из искр Муспелля, стояло неподвижно на небе, и с ним стояла Луна. Но потом родилась дочь у одного великана — сумрачная и темноволосая, и он назвал ее Ночь. А вот ее сын удался веселым и светлолицым, потому что муж Ночи был из Богов. Один дал матери и сыну двух коней и две колесницы и послал в небо, чтобы каждые сутки объезжали они всю землю.
До сих пор несется по небу Ночь и правит конем по кличке Инеистая Грива, и каждое утро орошает землю пена, стекающая с его удил… А конь Дня зовется Ясная Грива, и грива его озаряет землю и воздух. Люди же нарекли времена суток именами матери и сына, и с тех пор ведется обычай считать время в ночах, ведь Ночь старше Дня, она ему мать.
А еще у одного человека было двое детей, прекрасных и светлых лицами, и он звал дочь Солнцем, а сына Месяцем. Они тоже были взяты Богами на небо, и девушка правит конями, впряженными в солнечную колесницу. Коней зовут Арвак и Альсвинн — Ранний и Быстрый, и под дугами у них висят кузнечные мехи, которые раздувают Солнце и дают прохладу коням. А братец Месяц везет на колеснице Луну, и говорят, что ему послушны все звезды.
И все было бы хорошо — но родились в Железном Лесу, в Иотунхейме, два чудовищных волка — Обман и Ненавистник, и погнались за светлыми колесницами, надеясь проглотить Солнце и Месяц. Век за веком длится погоня и кончится только тогда, когда всему миру придет пора гибнуть в огне и вновь возрождаться… Но об этом потом.
ЧУДЕСНОЕ ДЕРЕВО
Все, что делается смертными, живущими на земле, в начале времен уже было сделано кем-нибудь из Богов. Боги возвели самую первую стену, сшили самую первую одежду и вылепили самый первый горшок. Боги принесли самую первую жертву и составили самый первый закон. Вот почему так трудно обрести что-нибудь новое: сложить песню, построить корабль, открыть в море неизвестные острова. Потребны для этого великий ум и немалая смелость: как знать, добрый или злой дух послал открывателю вдохновение? И чего ждать от перемен — добра или худа?..
Оттого всякое новое дело, будь то сев или битва, лучше начать мудрому, знающему человеку. Оттого так держатся люди старых заветов — сквозь поколения и поколения несут они знания и законы, подаренные Людям Богами на самой заре времен, когда не было вражды и раздора. Вот почему ругают старые молодых — не так, мол, живете!
…Говорят, в древности люди строили свои дома у подножий могучих деревьев, чтобы крепкие стволы служили опорой. Они хотели устроить свои жилища подобно Вселенной: ведь посередине ее Боги вырастили дерево, чтобы оно пронизало собой все девять миров и связало их воедино. Это дерево — ясень, и говорят, что нет равных ему по мощи и красоте. Проросло оно из нижних миров, ствол поддерживает Мидгард людей, а крона — выше небес, и если нужно кому путешествовать между мирами, нет лучшей дороги.
Три корня у дерева, и далеко расходятся эти корни. Один — у Асов на небесах, другой — у инеистых Великанов, там, где прежде была бездна Гинунгагап. А третий корень тянется к Темному Миру Нифльхейм, и все еще бурлит под ним поток Кипящий Котел. В ядовитом источнике поселился злобный дракон Нидх„гг, он грызет корень ясеня, надеясь погубить Людей и Богов… Под тем корнем, что в Иотунхейме, тоже бьет ключ, и всякий, кому доведется испить из него, обретает знание и мудрость. Ведь род исполинов — древнейший. Но самый священный источник бурлит под тем корнем, что оказался на небе. Такова, говорят, его священная сила, что все попавшее в его воду становится белым, как пленка, лежащая под скорлупою яйца. Вот почему все белое называют прекрасным, вот почему светловолосые люди красивее темноволосых.
А еще живут в том источнике прекрасные белые птицы — два лебедя. От них пошел весь лебединый род, ибо таково уж свойство Мирового Древа: хоть и зовут его ясенем, но расцветают на нем все цветы, какие только можно найти на земле, зреют все плоды и все семена, а в ветвях живут все звери и птицы, там их дом, оттуда сходят они наземь, чтобы родиться. Листья ясеня служат им пищей — оленям, козам, коровам и даже волкам, ибо Асгард слишком священен, чтобы там могла быть пролита кровь.
Возле чудесного родника Боги судят свой суд. Говорят, там стоит прекрасный чертог, и из него навстречу Богам выходят три девы: Урд, Верданди и Скульд. Прошлое, Настоящее и Будущее — вот что значат их имена. Их называют Норнами, провидицами судьбы. Им ведомо все, что произойдет с Людьми и с Богами. Рождается человек, и тотчас являются к нему Норны — судить судьбу. Урд, Верданди и Скульд — главные Норны, но есть еще много других, добрых и злых. Неравные дают они людям судьбы: у одних вся жизнь в довольстве и почете, у других, сколько ни бейся, ни доли, ни воли, у одних жизнь длинная, у других — короткая. Людям кажется, все дело в том, что за Норны стояли у колыбели: если они добры и из хорошего рода, наделят новорожденного хорошей судьбой. Если же человеку выпали на долю несчастья, так судили злые Норны. Бывает и так, что родители малыша забудут позвать какую-нибудь из Норн или обидят ее на пиру, и в отместку она нагадает такое, что трудно поправить даже Богам.
Но достойно прожить доставшуюся жизнь, будь она счастливой или бессчастной — дело самого человека, тут никто ему не помощник.
Норны черпают из священного источника воду и поливают ясень, чтобы не засохли и не зачахли его ветви и гниль не завелась на стволе, чтобы крепко стояли девять миров…

0

3

Вот нашел ссылочку на мифы. Если будут пожелания могу еще чего накопать =).

http://sacrament.h1.ru/scandinav/scandin.htm

Кстати довольно таки занимательно.

0

4

:O

0

5

Моё сочинение по русскому больше))))

0

6

Спасибо, некоторые очень хотели почитать ;)

0


Вы здесь » Форум гильдии "Длань Перуна" » Рагнарёк Онлайн » Скандинавская мифология